Учиться опасно?

Многие, озабоченные ЗОЖ, ищут баланс прихода/расхода энергии. Скрупулёзно считают поступившие с пищей и потраченные на тренировке калории. Все органы и мышцы потребляют энергию, но больше всего энергетических затрат берет на себя мозг. Составляя всего 2% массы тела, мозг в спокойном состоянии потребляет примерно 10% энергии в организме, а при интенсивной деятельности до 25%. Особенно интенсивно мозг работает при осваивании новых навыков. Когда период обучения пройден, мозг начинает действовать «на автомате». Это как с ездой на велосипеде, научившись, мы уже не думаем как крутить педали и держать равновесие. В ситуации опасности мозг так же работает эффективнее, ведь любая задержка может стоить жизни. Чаще всего в такой ситуации человек выбирает из трех вариантов-замереть, бежать, нападать.
Мышление дает человеку значительно больше вариантов. В идеале, всю жизнь человек учится и процесс обучения заставляет искать нестандартные варианты, делая его сильнее. Об этом задумывались еще рабовладельцы. Альберто Мангуэль в «Истории чтения» описывал, что в XVIII веке в Южной Каролине был принят закон, запрещающий любому афроамериканцу читать. Не зависимо от того свободным он был или рабом, ему запрещалось учиться и учить читать других. Наказание было серьезное. За первые два нарушения секли плетью, за третье отрубали фалангу пальца. Закон существовал до середины XIX века. Тогда же появилась теория, что много учится опасно для здоровья. В США даже публиковалась статья «Взаимосвязь образования и помешательства», в которой утверждалось, что в 250 случаев помешательства из 1741, причиной было перегрузка занятиями. А вывод был таков: «образование закладывает фундамент для многих случаев психических заболеваний».
Педагоги подхватили эту идею и, заботясь о психологическом здоровье детей, старались упростить учебный процесс и уменьшить количество учебных часов.
Сейчас уже трудно сказать, как повлияли подобные идеи на систему образования того времени, но зато современная ситуация в школе кажется похожей. Простые темы проходят месяцами. Детям скучно, те кто талантливее быстро тускнеют, а отстающие, сталкиваясь с безразличием учителя, опускают руки и забивают. Учителя по призванию, конечно, есть, но их не много, задержаться в закостенелом педагогическом коллективе им бывает сложно.
А потом этим ученикам приходится конкурировать не только с одноклассниками, но и со всем миром. Проявлять навыки творческого мышления, которое они еще в школе не сумели разработать. И единственно на что остается им надеяться, так это на корочку о «законченном» высшем образовании, хотя это самое образование не может и не должно быть законченным. Ведь в современных условия учится необходимо всю жизнь, иначе конкуренция поглотит тебя. И даже многими любимые Дарвин не говорил, что выживает сильнейший, но говорил: «Выживает не самый сильный, а самый восприимчивый к переменам».

Оставьте комментарий